Почему необходимы глубокие и качественные исследование проблемы с ИС?

Аватар пользователя Н.Сосновский

В Украине сегодня отсутствует какая-либо стратегия развития государственной системы интеллектуальной собственности, практически не сформулированы цели и задачи даже на среднесрочную перспективу.

Нарушения авторских и смежных прав, ликвидация службы государственных инспекторов по вопросам интеллектуальной собственности, высокий уровень контрафакта, отсутствие прозрачности при сборе, распределении и выплате авторского вознаграждения, высокий уровень коррупции в этой сфере, устаревшее законодательство и не выполнение субъектами авторского права существующего законодательства, способствовали тому, что Украина в 2012 году была перемещена, в международном списке «Список 301» из «раздела общего наблюдения» в « раздел особого внимания». В 2013 году был создан «раздел ПРИОРИТЕТНОГО внимания» (самый высокий уровень пиратства) и Украину поместили туда, как главного нарушителя прав интеллектуальной собственности в мире.

Проблемы, которые копились годами в сфере интеллектуальной собственности медленно перешли из количественного состояния в качественное. Отрицательные качественные изменения можно определить следующими показателями:

  • практическое отсутствие рынка интеллектуальной собственности (сборы авторского вознаграждения составляют немногим более 4 млн. евро в год;
  • отсутствие единых прозрачных и понятных правил деятельности на ринке интеллектуальной собственности как для правообладателей таки для пользователей прав;
  • существующие схемы и механизмы получения дохода при реализации прав и распространение контента идут в разрез с существующей правовой системой Украины;
  • отсутствие удобной широкодоступной системы микро-платежей, которая способствовала бы развитию интернет-сервисов, увеличению легального обращения контента в сети и увеличению денежных потоков в этой сфере;
  • отсутствие контролируемой системы торговли через сеть интернет, что способствует неопределенности продукта, который поставляется в Украину через сеть Интернет и недополучению налоговых отчислений при такой торговле;
  • большое количество «бесплатного» контента, в том числе и программного обеспечения, при неконтролируемом файлообмене;
  • размытость определения «ПИРАТСТВО», что способствует переводу сути проблемы из области практических решений в область теоретических споров;
  • высокий уровень незаконного использования программного обеспечения как на уровне государственных предприятий так и на уровне коммерческого и личного использования;
  • отсутствие сбалансированной системы защиты прав и интересов отечественных производителей программного обеспечения, что приводит к оттоку специалистов за рубеж;
  • некомпетентность и неспособность государственных чиновников, отвечающих за сферу интеллектуальной собственности, противостоять диктату зарубежных правообладателей, что приводит к непродуманным и вредным последствиям для экономики и имиджа Украины.


Все вышеперечисленные явления, способствуют развитию теневого рынка обращения объектов интеллектуальной собственности, увеличению уровня контрафактной продукции, уменьшению налоговых отчислений в бюджет, увеличению издержек связанных с использованием нелицензионного программного обеспечения, росту негативного имиджа Украины на международной арене.
Сегодня можно определить следующие основные направления реформирования и развития Государственной системы охраны интеллектуальной собственности:

1. Приближение национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности к стандартам Европейского Сообщества путем разработки новых проектов законов и подзаконных нормативно-правовых актов, реформирование административных процедур.
2. Усовершенствование правоприменения в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности, содействие повышению качества деятельности правоохранительных и судебных органов в этой сфере.
3. Преодоление структурных кризисных явлений и обеспечения национальной патентной системы и системы авторского права квалифицированными кадрами.
4. Повышение уровня охранительных документов (патентов и свидетельств), что выдаются в Украине, к международным стандартам.
5. Обретение украинским патентным ведомством статуса международного поискового органа.
6. Создание надлежащих предпосылок для коммерциализации объектов промышленной собственности и объектов авторского права с целью обеспечения механизмов инновационного развития экономики страны на базе собственных культурных и инновационных продуктов.
7. Реформирование системы коллективного управления авторскими и сопредельными правами, обеспечение интересов авторов, исполнителей, продюсеров в соответствии с европейскими нормами. Переход от понятия «защита авторских прав» к понятию – «защита интересов автора»
8. Взвешенное взаимодействие с международными учреждениями в сфере борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности в сети Интернет.
9. Повышение ответственности чиновников за принятие непрофессиональных и приносящих вред решений.

Для комплексного и правильного решения затронутых вопросов и принятия решений по усовершенствованию норм, правил и законодательства в сфере интеллектуальной собственности, необходимо провести системные глубокие исследование сложившейся ситуации в этой сфере в Украине. Это позволит определить реальные количественные потери экономики Украины от высокого уровня контрафакта и нелицензионного использования объектов ителлектуальной собственности. Даст возможность увязать в единое целое развития ІТ индустрии, с развитием платежных систем и потреблением (обращением) контента среди украинских граждан.

Анализ и систематизация понятий «права», «субъекты авторского права», «объекты авторского права», «роялти», «авторское вознаграждение», «пиратство» и другие, позволят создать универсальные нормы законодательства, которые будут способствовать увеличению доходов реальных владельцев прав, а также увеличению налоговых отчислений.

Определение всех факторов негативно влияющих на развитие сферы интеллектуальной собственности Украины, позволит определить законодательные акты, комплексные и согласованные изменения которых позволят добиться положительных качественных показателей как для экономики страны так и для ее имиджа на международной арене.

Для проведения таких исследований необходимо создание группы экспертов, которые определят перечень вопросов которые будут исследоваться, организации и структуры которые будут задействованы в сборе информации и ее анализе. Но пока у власти чиновники «заглядывающие в рот» западным администрациям и западным экспертам по копирайту – Украина всегда будет тем, кого бьют и пинают в назидание другим.

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ: 

Особливості оподаткування «театрального» роялті

Мар
15

У зв’язку з подіями, які нині відбуваються в галузі авторського права в Україні, і через те, що перед багатьма театрами стоїть завдання вибору рішення щодо подальшої співпраці стосовно нарахування роялті, варто розглянути ряд питань щодо оподаткування роялті і деякі ситуації, що виникають між правовласниками (або тими, хто їх представляє) та користувачами в галузі «великих форм».