Пусть в театре наступит авторский контроль

Аватар пользователя Лига Авторов

Шестой съезд Национального союза театральных деятелей Украины, проходивший 10 декабря, подводил итоги последних четырех театральных лет и переизбирал руководителя Союза. Однако наиболее сильные страсти на съезде вызвало обсуждение не творческих и профессиональных проблем, а вопросов, касающихся авторского права.

Присутствовавший на съезде гость – композитор Иван Тараненко вслед за председателем СТД Украины Лесем Танюком  сообщил о предстоящей ликвидации Государственного предприятия УААСП, о чем более половины руководителей театров Украины и представителей региональных отделений СТД до сих пор не знали. А сообщение о том, что на счетах агентства до сих пор «висит» примерно 15 миллионов гривен театральных денег, стало полной неожиданностью для присутствующих.

В ситуации развала УААСП и ненадежных других авторских организаций Иван Тараненко предложил делегатам съезда  вступать в организацию коллективного управления, которая создается композиторами.


Затем вновь избранный главой СТД Украины  Лесь Танюк дал слово по теме авторского права члену киевского отделения СТД Марине Котеленец, которая дала ясное описание сложившейся ситуации в сфере авторского для авторов и театров.

ВЗЯТЬ ПРАВО В СВОИ РУКИ
Вот уже год сфера авторского права стала для украинских театров сплошной головной болью.
Второй раз Государственное предприятие «Украинское агентство авторских и смежных прав» (далее – ДП УААСП) готовят к ликвидации.

Что это означает?
Это означает, что сегодня в Украине, на наших глазах, проходит приватизация сферы авторского права.

Как она происходит
До недавнего времени существовала только одна организация, которая работала с авторами и театрами – сначала ВААП, потом ДААСП, теперь это ДП УААСП, к которой в наследство  перешли все советские активы – украинские  авторы и международные договора с зарубежными авторскими организациями и агентствами. В последние годы  УААСП собирал авторского вознаграждения (роялти) по театральному направлению в объеме более 12 млн. грн. в год. Сейчас, по нашим предположениям, на счетах УААСП лежит 20 млн. театральных денег.
Работа ДП УААСП регулируется и контролируется Государственной службой интеллектуальной собственности. А эта Служба в свою очередь подчиняется Министерству образования и науки. (Так сложилось, что театры косвенным образом зависят от «чужого» министерства).
До недавнего времени УААСП был государственным монополистом в сфере авторского права в Украине. И  к его работе было очень много претензий и у театров, и авторов.

А это:

  1. Фиктивное лицензирование – УААСП выдавал лицензии театрам на исполнение произведения, не имея договоров с иностранными авторами. Роялти при этом собиралось, но при отсутствии договоров не выплачивалось по принадлежности.
  2. Абсолютно непрозрачное и недобросовестное распределение собранного с  театров денежного вознаграждения. В театральной сфере участвует около 3 тысяч, поэтому не может быть большой сложности выплатить всем авторам собранное  вознаграждение. Однако программа обеспечения закрыта, поэтому возникает возможность приписывать «мертвых авторов» в премьерные справки или не платить западным режиссерам, хотя с театров роялти для них снимаются.
  3. Доступ к информации. Театры не имели возможности выяснить, куда пошли деньги, выплаченные ими в УААСП: кому, когда и сколько агентство выплатило денежного вознаграждения, какие средства и по какой причине остались на его счету, куда ушли нераспределенные деньги.
  4. Большая комиссия, взимаемая агентством – от 20%.
  5. Нерациональная система сбора денежного вознаграждения с театров. Сложная и запутанная бухгалтерия во взаиморасчетах между театрами и УААСПом, приводящая к злоупотреблениям.

В течение последних лет в Украине стали возникать Организации коллективного управления (ОКУ) – это общественные некоммерческие структуры, которые также могут управлять правами авторов, собирать и распределять денежное вознаграждение для авторов за использование их произведений. ОКУ по украинскому законодательству могут создавать физические и юридические лица, которые имеют отношение к сфере авторского права и являются правообладателями.

Однако недавно появился и третий тип субъекта деятельности в этой сфере – частные организации. 
Год назад были созданы  такие частные организации, как  Украинская Лига Авторских и Смежных прав (УЛАСП) и частная организация «Организация коллективного управления Авторскими и Смежными правами» (ОКУАСП). Учредителями этих частных организаций являются юридические лица – коммерческие структуры. А именно:

  1. Товариство з обмеженою відповідальністю «Комершл інновейшинз груп»;
  2. Товариство з обмеженою відповідальністю «Технолоджіз інвестменс груп»,
  3. Тов «ПРОінвест-консалтинг»,
  4. Тов «Бізнес-груп».

Как видим,  к авторскому праву и авторам эти бизнес-структуры вообще не имеют никакого отношения. Государственная служба интеллектуальной собственности дала этим организациям статус ОКУ, не задаваясь вопросом, насколько будут защищены авторы, которые передадут свои права таким организациям и какие возможны злоупотребления в этих случаях. 

И именно интересы этих частных организаций сами руководители УААСП и чиновники Государственной службы  открыто лоббируют. Всеми правдами и неправдами, с помощью откровенной агитации и манипуляции в ОКУАСП перетаскивают театральных авторов из УААСПа. Для этого используется, естественно, административный ресурс. И именно для этого  планируют ликвидацию УААСП. Заметим, что когда этим чиновникам выгодно они говорят, что ликвидация неизбежна. Когда невыгодно, они утверждают, что никакой ликвидации нет, есть только план ликвидационных мероприятий.

Чем это грозит нам всем?
Частная организация неподконтрольна авторам. В ОКУАСП все руководство находится в руках Наблюдательного совета, куда входят только учредители (т.е. представители бизнес-структур). Существует и Авторский Совет. Однако он носит декоративный характер. Главные финансовые  вопросы решает Наблюдательный Совет - учредители.  Есть еще один важный аспект: частная  организация регистрирует свои документы и устав у Государственного регистратора. Поэтому изменения в устав частной организации легко вносятся и перерегистрируются хоть несколько раз на месяц – это не проблема. Получается, что автор отдает в управления свои права при одних условиях, а через короткое время эти условия легко могут быть уже иными. Соответственно, может изменяться и процентная ставка этой организации за свои услуги. Назвали 15%, а потом подняли до 30% и выше.
Но главное то, что любая частная структура создается ради прибыли. Цель этих организаций всегда коммерческая, а интересы авторов оказываются второстепенными.

Что делать?
Когда государство не может защитить свои театры и не может защитить самое себя – ответственность за себя должны взять сами авторы и театральная общественность.

Авторам и театрам необходимо выбрать свою общественную некоммерческую Организацию Коллективного Управления (ОКУ).
Поэтому Киевское отделение СТД при поддержке ВГО «Всеукраинская Лига Авторов» предлагают провести  11 февраля 2013 года  Всеукраинский круглый стол, где собрать авторов, руководителей театров, представителей заинтересованных ОКУ, юристов, специалистов в области налогообложения в авторском праве. И провести всесторонний анализ сложившейся ситуации, всех накопившихся проблем за многие годы. Цель очень конкретная – так организовать дело в сфере авторского права в театрах, чтобы  деньги из театральной системы не вымывались, а оставались авторам.

В Украине на сегодняшний день существует 15 ОКУ, из них финансовую деятельность ведут примерно 5 (пять). И нужно провести четкий анализ потенциала каждой организации. А потом принимать решение для всех авторов «больших форм» и театров, подчиняясь единой общей стратегии.

Когда-то мы все добивались демократии и социальной справедливости. Вот тот случай, когда театральный мир демократическим путем  может взять дело в свои руки. Конечно, это потребует определенных усилий и времени. Но если мы этого не сделаем, то «руки, які нічого не крали», возьмут нас сами как всегда голыми руками.


Депутаты VI съезда СТД проголосовали единогласно за организацию и проведение Всеукраинского круглого стола по вопросам авторского права в театральной сфере. По мнению директоров крупнейших театров Украины, потребность в таком серьезном анализе давно назрела, и выход из  создавшейся ситуации нужно искать самостоятельно, ведь театральная общественность давно хотела создать свою подконтрольную организацию.

Данный материал был опубликован в журнале "Интеллектуальная собственность", в номере за декабрь 2012 года.


 

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ: 

Театр, драматург, закон

Мар
21

Отношения театров с драматургами далеко не всегда безоблачны. Разумеется, определяющим чувством является взаимная любовь (иначе бы театр не взял бы у автора пьесу, а автор бы ее не дал). Однако любовь, как известно, не бывает без грусти, и в отношения авторов с театрами нередко вкрадываются досадные и никому не нужные осложнения. Основной причиной этого является недостаточное понимание многими театрами того простого факта, что их контакт с авторами должен базироваться на определенных этических и юридических основах.

Театр, драматург, закон