Современное авторское право убивает культуру

Аватар пользователя Н.Сосновский

Защита авторского права должна поощрять творчество, изобретательскую деятельность  авторов и обеспечивать доступ к продуктам творчества широких масс населения, и это всегда положительно отражалось на экономике государства. Именно по этой причине в основе концепции авторского права, должны лежать два принципа: защита авторского права и защита общественных интересов. И эту задачу может решить только государство. В целях собственной безопасности и развития именно государство должно  предоставить своим гражданам возможность доступа к материалам и продуктам, которые защищены авторским правом. Как можно большая аудитория должна получать знания, что и является основой развития культуры, обеспечения общего благосостояния. В то же время необходимо защитить интересы авторов и правообладателей, стимулируя их к творчеству. В основе такого подхода должна доминировать концепция «добросовестного использования» защищенных материалов. Под понятием «добросовестное использование» следует понимать использование защищенных материалов для научных исследований, обучения, образования и других некоммерческих целей.

Пока же наше государство безмолвствует… Вернее, чиновники боятся брать на себя инициативу в решении назревших вопросов. Больше всех вопрос о защите авторских прав  подымают не сами авторы, а правообладатели. А в большинстве случаев это не одни и те же лица. Зачастую правообладатель это тот, кто приобрел (купил) права на то или иное произведение и к творчеству имеет самое косвенное отношение. Зато он имеет отношение к бизнесу. А бизнес, как известно, интересует не культура и творчество, бизнес интересует прибыль.

История авторского права начинается с попытки умерить аппетиты бизнесменов-издателей и дать возможность широким слоям населения приобщиться к результатам творчества писателей, поэтов и композиторов.

И так: 1709 год. Англия*.

До возникновения системы авторского права автор продавал своё произведение (рукопись), после чего терял на неё какие-либо права, издатель получал бессрочные права на приобретённый текст (карты, чертежи и пр.). Это тормозило развитие производственных и общественных отношений, тормозило развитие общества в целом. В январе 1709 года в парламенте Англии был заслушан проект закона «О поощрении образования путем закрепления за авторами или приобретателями копий печатных книг прав на последние на время, устанавливаемое отныне». 10 апреля 1710 года проект стал законом, известным под названием «Статут королевы Анны».

 

Одними из основных достижений закона были следующие положения:
 - правом на текст обладает автор. Он может продать своё право издателю на 14 лет, по истечении которых может оформить и продать права на второй срок (ещё на 14 лет), иначе произведение переходит в общественное достояние;
 - регистрация произведения перед публикацией в специальном списке;
 - требование передавать экземпляры произведения в некоторые библиотеки.

 

Это был первый закон об авторском праве, который закрепил личное право автора на охрану опубликованного произведения. Таким образом, во главу угла ставились интересы общества в целом, при этом интересы бизнеса (частной собственности) тоже были учтены.

Издатели не хотели признавать действие закона и апеллировали к общему праву, выступая за вечное право на творческий продукт. В течение уже сотен лет они пытаются убедить законодателей в необходимости продления сроков действия этого права. Попытки продлить монополию на приобретенные права продолжаются и по сей день. И в основе этих действий лежит не авторское право, а право частной собственности (купля-продажа). В подавляющем большинстве случаев все права на те или иные произведения (если автор популярен) выкупаются издателями полностью и в будущем с автором уже никак не связаны. Речь, правда, не идет о неимущественных правах**, но о них мало кто и говорит, когда вопрос ставят об авторском праве.

Маразм крепчает. Сегодня срок охраны авторского права продлен до 70 лет после смерти автора, некоторые «поборники справедливости» предлагают увеличить этот срок до 90 лет! При этом вопрос – кто и за какие заслуги в течение почти века будет получать дивиденды и иметь право разрешать и запрещать использование творений – не ставиться.

Показателен случай с господином Шиловским, внуком жены Булгакова (владельцем авторских прав на творческое наследие великого писателя). Этот человек 70 лет паразитировал на творчестве человека, к которому имел очень косвенное отношение. Но благодаря своей бабушке и неоднозначным определениям законов об авторском праве имел возможность не только получать гонорары, но и вершить судьбы творческих людей, разрешая или запрещая использование произведений Булгакова в театре и кино. История с фильмом Кары «Мастер и Маргарита» очень показательна. Его сняли, но до широкого зрителя он так и не дошел из-за «запрета правообладателя». «…до ноября 1999 года все права на экранизацию мною были переданы американцам… В настоящее время мною подписано новое, эксклюзивное соглашение с другой американской фирмой на производство аналогичного фильма. Заключённый договор предусматривает многомиллионный бюджет и участие в проекте большого количества звёзд первой величины» - сообщил Шиловский. Звезды советского кинематографа, гениальные отечественные актеры  Шиловского тогда не интересовали.

Вопросов к издателям и правообладателям возникает много, если встать на позицию социального развития, а не застоя. Но большей частью эти вопросы касаются этики и морали, а эти материи, как известно, тем, кто «делает деньги», малоинтересны и неудобны.

Творчество должно рождать творчество. Общее развитие зависит от соблюдения интересов всех и возможности всех получать доступ к необходимым знаниям и инструментам. Государство должно научиться обеспечивать интересы всех своих граждан – правообладателей, пользователей, посредников и свои собственные.

Есть еще одна опасная тенденция – излишнее нагнетание страстей вокруг авторского права. Чрезмерным увлечением защитой прав и интересов одних мы можем создать ситуацию, при которой ограничение личных свобод каждого станет нормой.  И мы вернемся в мир цензуры, запретов и вмешательства в частную жизнь.

Система, которая не отвечает двум основным критериям:  здравому смыслу и справедливым взаимоотношениям внутри социума – рано или поздно будет разрушена или самоликвидируется. Когда это произойдет, то вопрос защиты авторского права отпадет сам собой.


* Есть две модели законодательства о копирайте - французский идеализм и английский прагматизм. Французская модель строилась на урегулировании отношения автора и текста, с целью защитить права автора; английская строилась на защите права конечного пользователя от монополии правообладателей.
 **- право признаваться автором произведения
   - право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени
   - право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме