Дмитрий Табачник начал проигрывать войну за музыку в ресторанах

Аватар пользователя ULA

Новым главой Государственной службы интеллектуальной собственности (ГСИС) назначен Николай Ковиня, ранее работавший в юридической фирме “Василь Кисиль и партнеры”. Это событие предвещает большие перемены на рынке отчислений роялти за публичное исполнение музыки. Целых полгода должность главы ГСИС была вакантной — предыдущий руководитель ведомства Николай Паладий уволился еще в середине июня. Все это время его обязанности исполнял первый заместитель Алексей Янов. Профильный министр Дмитрий Табачник дважды предлагал Президенту в качестве нового руководителя ведомства именно Янова, но оба раза безуспешно. Кандидатуру Николая Ковини, напротив, утвердили молниеносно, притом что нового соискателя на должность представили Администрации Президента две недели назад. Правда, на этот раз уже с подачи премьера Николая Азарова.

Следует сказать, что еще неделю назад ходили слухи, будто рулить рынком интеллектуальной собственности поставят “человека из Администрации Президента”. Это стало бы косвенным подтверждением того, что Виктор Януковичмладший всерьез заинтересовался рынком роялти (о том, что он присматривается к нему, поговаривали еще в начале года). Но фигура Николая Ковини — химика по специальности, окончившего Институт интеллектуальной собственности при ГСИС, патентного поверенного, до февраля 2012 года работавшего за границей, — пока не дает прямого ответа на вопрос, в чьих интересах Госслужба интеллектуальной собственности будет отныне проводить свою политику.

Участники рынка сходятся во мнении, что тут возможны два варианта. Согласно первому темная лошадка на посту главы ГСИС нужна для того, чтобы успокоить рынок и создать видимость, будто власть собирается навести на нем порядок. При этом распределение сфер влияния между Ковиней и Яновым останется таким же, каким было между Паладием и Яновым: первый курировал только промышленные патенты, второй — авторские отчисления. Тем более что Ковиня является экспертом как раз в промышленных патентах и не особо сведущ в сфере авторского права на музыкальные произведения. Кроме того, 6 ноября в Верховной Раде чуть было не вынесли на голосование во втором чтении законопроект №6523 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования авторского права и смежных прав”, который, как говорят, специально писался под узурпацию рынка компанией “Украинская лига авторских и смежных прав” (УЛАСП), по сути подконтрольной Янову (об этом ниже). Однако — и это второй вариант — удар по тормозам с принятием законопроекта говорит о затеваемом переделе влияния на рынке сбора роялти за использование музыкальных произведений.

КОМУ ДОСТАНЕТСЯ “МОНОПОЛЬКА”?

Какая из версий ближе к истине, можно будет судить по тому, как разрешится конфликт между ГСИС и участниками рынка авторских отчислений, достигший в последние месяцы апогея. Конфликт возник после того, как с легкой руки Алексея Янова, который, как утверждают в один голос участники рынка, действует в интересах Дмитрия Табачника, на рынке появился монополист по сбору роялти — частная компания “Украинская лига авторских и смежных прав” (УЛАСП). Ее в конце 2010-го учредили Украинский музыкальный альянс, собирающий роялти за использование фонограмм в теле и радиоэфире, Украинская лига музыкальных прав (УЛМП), собирающая “публичку” с кафе, баров, ресторанов и магазинов, и еще четыре фирмы, которыми руководят люди, связанные родственными, дружескими и деловыми связями с Яновым. Новый игрок заключает договор о взаимном представлении интересов с госпредприятием “Украинское агентство авторских и смежных прав” (УААСП). После этого ГСИС начинает ликвидацию этого госпредприятия (процесс идет до сих пор), признав его убыточным. На момент начала ликвидации агентство успело заключить 3,5 тыс. договоров с местными авторами и еще более 2 миллионов — с зарубежными. Согласно договору госпредприятия с УЛАСП в случае ликвидации одной из сторон вся договорная база автоматически наследуется оставшимся партнером. Подмяв под себя ключевых игроков, УЛАСП взялась налаживать отношения с более мелкими компаниями, прельщая их перспективой получать больше.

Монополию УЛАСП всячески укрепляла и сама Госслужба интеллектуальной собственности, инспектора которой, проверяя заведения торговли и общепита, настойчиво рекомендовали их собственникам отчислять роялти (2% от оборота) именно этой организации. Как сообщил “Комментариям” один из участников рынка, число инспекторов при ГСИС (де-юре они должны заниматься проблемами пиратства, но де-факто все их внимание сосредоточено на отчислениях роялти) увеличено в пять раз (25 человек), и перед каждым из них стоит задача заключать один-два клиентских договора в день.

Неудивительно, что УЛАСП удается собирать с предпринимателей более миллиона гривен в месяц. Даже через находящуюся в процессе ликвидации УААСП организаторы “монопольки” в сфере роялти пытаются трясти всех, до кого только могут дотянуться, вплоть до кинотеатров. Причем собранные “убыточным” предприятием средства аккумулируются на его счетах (как поговаривают, их накопилось уже более 15 млн. грн.) и не перенаправляются правообладателям.


Оригинал статьи можно прочтитать здесь.